Для панорам программа


Обзор программ для создания панорам на iOS

Панорамы — это один из самых интересных видов фотографии. И это неудивительно, ведь панорамы позволяют  зрителям максимально почувствовать свое присутствие в кадре, да и некоторые пейзажи, порой, не могут быть сняты по частям — зато единым целым они выглядят просто потрясающими. В общем, разработчики приложений для iOS тоже отлично понимают все прелести панорамной фотографии, и поэтому регулярно создают и дорабатывают свои программы для создания панорам. Сегодня я проведу сравнительный обзор самых популярных программ для панорамной съемки и попытаюсь выбрать лучшую из них. Поехали!

1. 360 Panorama

360 Panorama — наверное, самая известная программа для создания панорам в App Store. Первая версия 360 Panorama появилась в App Store еще в июле 2010 года и с тех пор ей удалось обрести большую популярность среди пользователей iPhone и iPad. 360 Panorama делает закольцованные панорамы с небольшими отступами сверху и снизу. Панорамами можно делиться с другими и загружать их на специальный сайт. Но есть у 360 Panorama и свои недостатки. Главный из них связан с тем, что не все пользователи довольны алгоритмом склеивания фотографий в 360 Panorama — иногда панорамы получаются «рваными».

360 Panorama в App Store | 0,99$

2. Microsoft Photosynth

Еще одна известная программа для создания панорам это Photosynth, разработчиком которой является основной конкурент Apple на компьютерном рынке — Microsoft. Сама по себе программа напоминает 360 Panorama, однако в Photosynth отступы сверху и снизу еще больше. Если можно так выразиться, то Photosynth делает 360-градусные панорамы как по вертикали, так и по горизонтали. Многим этот подход нравится больше. Но, без ложки дегтя не обошлось и тут — пользователи отмечают относительно низкое разрешение панорам и странный эффект «замыливания».

Microsoft Photosynth в App Store | Бесплатно

3. Panorama™

Разработчики Panorama tm решили сделать панорамы интереснее при помощи встроенных фильтров. Их выбор довольно велик, так что, вы точно сможете найти что-то под себя. Непосредственно панорамы создаются путем простой склейки (здесь она, кстати, очень качественная) нескольких изображений — в отличии от 360 Panorama и Photosynth, здесь панорамы абсолютно «горизонтальные», то есть, никаких отступов сверху и снизу тут нет. Это можно считать как плюсом, так и минусом, а вот низкое разрешение панорам — это явный прокол Panorama.

Panorama™ в App Store [Бесплатно] | Наш обзор

4. Cycloramic

Cycloramic, конечно, явно выделяется среди остальных программ ввиду необычного алгоритма создания фотографий. Он заключается в том, что вам нужно просто положить телефон на твердую поверхность и созерцать сам процесс — при помощи встроенного вибромотора, Cycloramic делает все за вас. У этого подхода есть очевидные неудобства — iPhone в процессе съемки может просто-напросто, упасть, а найти твердую поверхность не всегда возможно.

Cycloramic в App Store [0,99$] | Наш обзор

Итоги

Что сказать, все программы получились, как минимум неплохими и выбор между претендентами было довольно трудным. Но, все-таки, по нашему мнению, определить лучшего обязательно нужно. Итак, лучшим приложением для съемки панорам на iOS по версии MacRadar становится 360 Panorama. Почему? Все просто — оно лучше всего справляется со своей непосредственной функцией и делает панорамы в максимальном разрешении.

lifehacker.ru

Создаем сферическую панораму в программе PTGui Pro

Отснятые фотографии теперь нужно склеить в единое изображение - равноугольную (эквидистантную) проекцию сферической панорамы.Хороших программ для склейки панорамных изображений существует несколько. Я продемонстрирую процесс сборки сферической панорамы в программе PTGui Pro, которая, по моим оценкам, пользуется наибольшей популярностью среди профессиональных «стичеров». PTGui Pro имеет два режима работы – простой и расширенный (1). В простом режиме можно собирать панорамы «одним кликом», в расширенном - можно полностью использовать весь огромный потенциал программы, такой как - ручная расстановка контрольных точек, выравнивание вертикалей, создание HDR изображений, устранение виньетирования у исходников и т.д. К PTGui также можно подключить некоторые плагины – генератор контрольных точек Autopano, блендеры Smartblend и Enblend/Enfuse. В рамках нашего урока все эти возможности PTGui Pro мы изучать не будем, поскольку это руководство в основном для начинающих, покажем только основные этапы склейки сферической панорамы в PTGui.

Загрузка исходных изображений

В этом уроке мы будем склеивать сферическую панораму из семи фотографий, снятых фишай объективом, – шесть в окрест и зенит. Кадр надира пока для работы использовать не будем.

Итак, работу начинаем загрузкой в PTGui фотографий, предназначенных для склейки. Сделать это можно нажатием соответствующей кнопки (2) или просто перетаскиванием нужных файлов в окно программы. PTGui принимает исходные изображения в форматах JPG, BMP, PNG, TIFF а также HDR файлы .exr и .hdr. (последнее два только PTGui Pro). Напомню, что ориентация всех снимков должна быть единой, иначе панорама может склеиться некорректно. Рекомендую проверять параметры оптики и кроп-фактор матрицы (3), которые PTGui берет с EXIF фотографий. Если они не соответствуют реальности, нужно эти данные заполнить вручную или изменить настройки в Tools>Options>EXIF.

Автоматическое совмещение снимков

Нажимаем кнопку Align images…(4), PTGui проанализирует все исходные кадры и в перекрывающихся областях соседних кадров генерирует контрольные точки. После этого PTGui совместит фотографии и проведет их оптимизацию. По окончанию этого процесса появится новое окно – Panorama Editor с предварительным результатом склейки панорамы. Как видим, с нашей панорамой все хорошо, все кадры встали на свои места.Я в Panorama Editor-е обычно еще выстраиваю окончательную композицию эквидистантной проекции сферической панорамы. Выбираем инструмент Numerical Transform (5), в поле Yaw (6) задаем, на сколько градусов хотим панораму двигать влево/вправо, и нажимаем кнопку Apply (7), при необходимости повторяем операцию пока результат нас не устроит.

Расставление отсутствующих контрольных точек

Иногда случается, что автоматический генератор не может создать для некоторых пар фотографий достаточное количество контрольных точек (к.т.). В этом случае к.т. приходится расставлять вручную. На примере покажу, как связать контрольными точками кадр зенита с соседними кадрами.Итак, заходим в редактор контрольных точек (8) и выбираем пару перекрывающихся изображений, с которыми будем работать (9). Увеличиваем масштаб (10) и ищем объекты, присутствующие на обоих кадрах. Выбираем подходящую точку и кликнем не неё сначала на одном кадре (11), а затем на другом, в соответствующем месте (12). Контрольная точка установлена. Таким образом, устанавливаем максимум контрольных точек, стараясь, по-возможности, расставлять их по всей перекрывающейся области кадров, а не только в одном месте. Очень важно к.т. размешать с максимальной точностью, для тонкой отладки позиции к.т. используем стрелки клавиатуры или мышь с одновременным нажатием клавиш Ctrl+Alt. На движущиеся объекты (люди, облака, качающиеся ветки и т.п.) контрольные точки не ставим категорически.

Аналогичным способом связываем наш кадр зенита и с другими фотографиями. Когда контрольных точек на нашей панораме достаточно (как минимум 3 для каждой пары фотографий), можно приступать к следующему этапу.

Оптимизация

Для совершенной склейки панорамы, то есть склейки без видимых «швов», дистанция между парами контрольных точек должна быть минимальной. В процессе оптимизации рассчитывается, каким образом должны трансформироваться и выравниваться отдельные кадры панорамы, чтобы минимизировать дистанцию между контрольными точками.

Переключаемся на закладку Optimizer (13). Из списка коррекции дисторсии линзы выбираем опцию “Heavy + lens shift“ (14). Выбираем алгоритм оптимизации Panorama Tools (15), он даёт результат лучше родного оптимизатора PTGui. Запускаем процесс оптимизации (16), после чего появится окно с результатами (17), где указана средняя, минимальная и максимальная дистанция между контрольными точками. Наша цель - снизить на минимум среднюю дистанцию между к.т. Поскольку данные указаны в пикселях, результаты оптимизации будут отличаться, в зависимости от размера исходных изображений. Поэтому, сказать точные цифры, к которым нужно стремиться, трудно. Я стараюсь достичь средней дистанции ~0.8 пикселей и менее. В результатах оптимизации кроме цифр видим еще одну оценку проведенного процесса – "very bad", "bad", "not so bad", "not so good", "good", "very good" или "too good to be true". Но ориентироваться по этим оценкам не стоит, поскольку они не учитывают размер исходных фотографий.

В нашем примере мы получили среднюю дистанция 1.09pix, постараемся её снизить. Подтвердим результаты оптимизации (18) и перейдём (Ctrl+B) к таблице контрольных точек (19). Там проверим, чтобы к.т. были упорядочены по дистанции (20). Видим, что несколько контрольных точек вверху таблицы имеют сильное отклонение от среднего значения дистанции, эти точки следует удалить. После этого запускаем оптимизацию еще раз, результат теперь намного лучше (21). Если и теперь оптимайзер показывает высокие значения, то удаление части к.т. с наихудшим значением дистанции и оптимизацию повторяем несколько раз, пока результат нас не устроит. Но при этом следим, чтобы нам осталось достаточное количество к.т. для сшива панорамы.

Создание панорамы

После окончания оптимизации переходим на закладку Create Panorama (22). Здесь можем выбрать желаемый размер (23), формат готовой панорамы (24), имя файла и путь для его сохранения. PTGui Pro позволяет сохранять панораму также в виде отдельных слоев (25), где каждый слой соответствует каждому исходному кадру панорамы. Эта опция бывает особо полезной, если нужно отретушировать на панораме повторяющиеся движущиеся предметы. Для блендинга используем плагин Smartblend (26), все остальные параметры оставим по умолчанию.

Наконец запускаем процесс склейки панорамы (27) и ждём. В зависимости от конфигурации вашего компьютера, количества и размера исходных фотографий, размера результирующей панорамы и программы блендинга процесс может длиться от нескольких секунд до нескольких часов.

Вот результат нашей работы - сферическая панорама в эквидистантной проекции.

Мы уже сейчас можем посмотреть панораму в QTVR формате, для этого нужно зайти на закладку Prewiew (28) и создать превью.

Поскольку мы не загрузили в PTGui кадр надира, внизу изображения, в месте, где он должен был находиться, остался только черный круг (на эквидистантной проекции - черная полоса). На картинке также бросается в глаза тень от штатива. Как её убрать и как поставить на свое место кадр надира я покажу в следующих статях.

3dpano.pindora.com

сборка фотографий в единую панораму « 1panorama

Данная статья будет посвящена созданию панорамы из готовых снимков. Как создавать фотографии для панорамы, используя панорамную головку или обходясь без нее, можно ознакомиться в предыдущей статье: “Как создать 3d-панораму. Часть 1: теория и фотосъемка.”

  Для этого урока потребуется программа Autopano Giga(ссылка на триал-версию). В примерах будет использоваться версия 2.0.6. В настоящий момент уже доступны и более старшие версии. У них, конечно, есть отличия, но они не настолько значительны. Поэтому при помощи этой статьи в ней также можно разобраться.

Чтобы описать работу по созданию 3d-панорамы с практической точки зрения были выложены исходные файлы к панораме Черекского ущелья (Приэльбрусье).

Скачать исходные файлы для 3d-панорамы Черекского ущелья (7.4 Мб)

  Вы, наверное, уже попробовали фотографировать панораму как описано в прошлой статье и получили первые результаты. Вы можете попробовать работать со своими материалами, но лучше использовать предлагаемые фотографии. Эти снимки хорошо сшиваются в панораму, но при этом имеют некоторые типичные проблемы которые будут разобраны в этой и статье по редактированию проекций и созданию 3d-панорамы . Кроме того здесь отсутствует снимок зенита. Вернее он первоначально был, но специально не был выложен в архив, чтобы показать в последующем уроке как можно достраивать зенит панорамы. 

Как видно, данная панорама была сфотографирована в 2 ряда, плюс к этому был создан снимок надира. Фотография надира сделана с рук и поэтому она несколько не точная. Плюс к этому видны лишние элементы (нижние конечности :). Но в большинстве случаев Autopano Giga хорошо справляется с этими элементами, и они не проявляются в готовой панораме.

Создание панорамы

 

1. Обработка и выбор снимков для создания панорамы

 В исходных файлах этот этап уже сделан, в архиве выложены необходимые уже обработанные файлы.

При работе со своими файлами необходимо сделать следующее:

  • Выделите снимки, которые относятся к панораме.
  • Если вы снимаете в формате RAW, то необходимо изначально обработать снимки в программе LightRoom. Следует попытаться нейтрализовать засветы и слишком темные тени. Затем необходимо экспортировать в jpg в максимальном качестве

2. Настройка Autopano Giga

Откройте Autopano Giga . При первом запуске желательно провести основные настройки программы.

Выберите Главное меню -> Правка -> Параметры

Укажите временную папку на диске где у вас есть 10 и более Гб свободного места.

Когда вы работаете с выложенными файлами Черекского ущелья, то этот параметр не критичен (их разрешение уменьшено). Но когда вы будете работать с реальными снимками, то чем больше у вас снимков и их разрешение, тем больше потребуется свободного места для работы программы.

Также выделите какую-нибудь папку с простым путем. Autopano Giga при создании панорамы может завершить работу некорректно (к сожалению, такое иногда случается). В этом случае временные файлы она не удаляет. Вам придется тогда вручную почистить данную папку.

Если у вас достаточно мощная видеокарта, то активизируйте GPU processing. Нажмите кнопку Check и во вкладке Render проверьте картинку GPU processing. Если она повторяет Reference picture, значит ваша видеокарта поддерживается.

Во вкладке Создание, выберите высокое Detection quality. В этом случае обработка снимков будет происходить дольше, но качество сшивки будет лучше

Так же можете установить Control Points в значение около 100.

Это основные корректировки настроек. Позже, по желанию, можно остальные настройки изменить под свои нужды.

Перезапустите программу, чтобы активировать настройки.

3. Сшивка фотографий в единую панораму

 

Итак, у вас открыто главное окно программы Autopano Giga.

Добавьте группу снимков.

 Новая группа

Выделите все фотографии Черекского ущелья в проводнике или файловом менеджере и перетащите в пока пустую область группы.

После добавления снимков нажмите

Создать

После просчета программа сошьет все снимки в единую панораму.

4. Редактирование панорамы в программе Autopano Giga

 Нажмем кнопку   редактировать и проанализируем качество сшивки панорамы.

Слева расположены основные информационные элементы меню.

Пункт “Информация”

Качество сборки выражается в виде среднего RMS. Данное число вычисляется в виде средней погрешности при анализе общих областей фотографий. В идеале оно равно от 0.0 до 1.0, что бывает редко.

Чтобы получить такое RMS необходимо очень хорошо отрегулировать панорамную головку (нодальная точка располагается точно на осях вращения, вращающиеся элементы головки не разболтаны и нет прогибов головки от веса оборудования), снимать панорамы без движущихся объектов, а зенит и надир фотографировать с помощью дополнительного оборудования.

К счастью, такое низкое RMS не требуется. Панорамы хорошо сшиваются и с RMS до 5-7. В крайнем случае погрешности, в большинстве случаев, можно быстро поправить в фотошопе.

Пункт “История”

Здесь показаны уменьшенные снимки паноромы и история редактирования. При помощи кнопки Создать снимок вы можете, собственно, создать дополнительный снимок, чтобы сравнить с предыдущим и оценить насколько положительны внесенные изменения в панораму.

Пункт “Слои”

Здесь показаны в виде разворачивающегося списка фотографии которые участвовали в создании панорамы. Вы можете их сгрупировать по определенным признакам (выдержке, фокусному расстоянию и т.д.). Также можно посмотреть свойства снимков и добавить или удалить определенные снимки.

Если вы собираетесь добавлять новые фотографии в панораму обязательно сохраните текущий проект. Данная функция иногда работает нестабильно и может привести к “вылету” программы.

В верхнем меню расположены следующие управляющие элементы:

 Сохранение проекта

 Отменить/Вернуть внесенные изменения в панораму

Тип проекции

Меркатор – применятся если вы сшиваете несколько снимков для создания фотографии с большим углом обзора по горизонтали и вертикали (но если угол по вертикали близок к 1800необходимо выбрать тип проекции “Сфера”).

Плоскость – необходима если вы создаете общий снимок со средним углом обзора по горизонтали и вертикали . Если вы видите что получаются сильные искажения, то попробуйте тип проекции “меркатор” или “цилиндр”

Цилиндр – применяется для создания 3d-панорам с большими углами по горизонтали и средними углами по вертикали (около 600)

Сфера – необходима для создания интерактивной 3d-панорамы с большими углами обзора по горизонтали и углами близкими к 1800 градусов по вертикали

В идеале для создания 3d-панорамы применяются панорамы с углами обзора 3600 по горизонтали и 1800 по вертикали, т.е. с полным обзором пространства.

 

Как оценить какой получившийся угол обзора?

 

В нижнем правом углу окна показаны числа углов Phi и Theta

В данном случае:

Theta Min/Max (-180/180), т.е. у нас полный обзор по горизонтали в 360 градусов (сложение по модулю значений Min и Max)

Phi Min/Max (-90/76.70). Видно, что по вертикали от надира до горизонта полное заполнение, а от горизонта до зенита нет. Т.е. не хватает как раз снимка зенита. Позже восстановим недостающий снимок в фотошопе.

 Три кнопки поворота панорамы на 180 и 90 градусов.

 Кнопка изменения угла вращения, наклона, поворота камеры.

 Кнопка включения режима подгонки. Подгоняется размер панорамы так, чтобы с краев панорамы оставались минимально возможные пустые пространства.

 Кнопка ручной обрезки панорамы.

 Центральная точка. Позволяет изменить положение центра панорамы. В идеале центральная точка должна находиться на линии горизонта в центре панорамы.

 Кнопка автоматического горизонта. Программа попытается определить линию горизонта на основе анализа изображения. Данная функция не всегда работает корректно, а особенно когда линия горизонта явно не видна. На текущей панораме как раз такой случай.

 Кнопка “установить вертикали”. Если вы видите что некоторые объекты в панораме выставлены не вертикально, то задайте при помощи этого инструмента вертикали и нажмите Enter.

Режим слоев. Показывает как у вас располагаются снимки на панораме, какой их порядковый номер и какие изменение вносятся в снимок исходя из выбранной проекции.

Каждому снимку в программе присваивается порядковый номер. И если вы хотите совершить над ним какую-нибудь операцию, например удалить из панорамы, то вы можете по этому номеру его легко отыскать внизу окна в разделе меню “Слои”.

 Режим перемещения изображений. Если у вас включен в настройках режим GPU processing то здесь вы можете при помощи мыши изменять положение и ориентацию панорамы.

 Режим редактирования связей. Один из самых необходимых режимов при работе с панорамами. При нажатие по этой кнопке открывается окно со списком используемых фотографий в панораме и их связей между собой. При этом на предыдущем окне показываются все связи и их RMS.

Исходя из числовых значений и цвета связей можно оценить где в панораме наибольшие погрешности. Видно, что в данной панораме больше всего ошибок при стыковки надира с остальными снимками. Причина такой погрешности в том, что фотография надира снималась с рук.

В данном уроке не будем останавливаться на редактировании связей. В этой панораме все достаточно хорошо сошьется.

В статье “Работа с редактором контрольных точек в Autopano” подробно рассматривается этот вопрос.

 Коррекция цвета панорамы. Можно выбрать из несколько типов коррекции.

LDR (Low Dynamic Range) – в местах пересечений фотографий цвет пикселей обрабатывается по специальным алгоритмам изменения яркости снимков с целью выравнивания экспозиции всей панорамы.

HDR (High Dynamic Range) – во главу угла ставится максимальная проработка изображения. Происходит вычисление, в какой из фотографий более детализирован фрагмент изображения. Именно этот фрагмент используется в панораме.

Без цветокоррекции цвета – показываются естественные цвета фотографий. В местах пересечения происходит усреднения цвета.

Auto режим в качестве метода цветокоррекции использует LDR. Обычно в этом режиме панорама получается более контрастной чем по методу HDR.

Фактически, для данной панорамы не существенно какой метод вы используете.

Следует оговориться, что в старших версиях программы поменялся алгорим работы с цветом. Принцип работы нового алгоритма в данной статье не рассматривается ввиду большого объема информации.  

 Кнопка редактирования якоря цвета

Если описывать кратко, то якоря позволяют задать какой снимок является базовым. Под яркость этого снимка происходит цветокоррекция всех остальных фотографий в панораме.

Изменение типа якорей происходит по выбору пункта меню при правом клике мыши.

Обычно используется следующая схема:

- На самый светлый снимок назначается фиксирующий якорь. Лучше всего использовать 1 якорь такого типа. При использовании нескольких фиксирующих якорей получится разноосвещенная панорама.

- На все остальные фото лучше назначить якорь “моно” коррекция экспозиции.

Применим эту же схему и на этой панораме. Получим следующее распределение якорей

Используя такую схему минимизируются пересвеченные места панорамы.

Вместе с тем если изначально фотографии сделаны с ошибками (неверно выставлена экспозиция или слишком большое изменение экспозиции в соседних снимках), то такая схема может дать сильно контрастную панораму. В этом случае лучше обозначить фиксирующим якорем менее освещенный снимок.

 Здесь приводится обычная гистограмма снимка. По горизонтали откладывается яркость (слева черный цвет, справа белый). Высота столбиков показывает количество пикселей такой яркости.

В отдельном уроке, попробую разобрать подробнее работу с гистограммами применительно к анализу и обработке изображений. Для особо интересующихся, в интернете достаточно много уроков на эту тему :)

На данный момент мы разобрали основные инструменты Autopano Giga. Наверное может показаться, что слишком много технической информации и сложно в этом всем разобраться. Попробуйте для начала просто поснимать панорамы и посшивать в данной программе не особо вникая в настройки. В большинстве случаев Autopano Giga автоматически обеспечивает приемлемый результат. Создавая свои панорамы вы постепенно освоите функционал этой программы.

Ну а теперь обязательно сохраняем проект и запускаем панораму на рендер (просчет). Нажимаем кнопку    Собрать.

Сверху показан размер панорамы, который получится в результате рендера.

Алгоритмы в данной статье разбирать не будем. В целом выставленные по умолчанию настройки дают хороший результат.

Формат.

Если используется панорама для размещения в интернете, то можно использовать формат jpg. Если планируется использование панорамы в полиграфии, то лучше выбрать форматы без потери качества (tif или png). В данном случае предполагаем, что панорама нам нужна для интернета.

Слои.

Слои – это фотографии, откорректированные с учетом используемой проекции, и применяемые для создания панорамы.

Лучше использовать настройку “один на файл”. В этом случае если возникнут какие-то проблемы в панораме, то можно будет попытаться их устранить, используя материал из полученных слоев.

Если выбрать формат PSD, то можно слои упаковать в сам файл (используется настройка “Внутри”). Вместе с тем, в этом случае, получится очень громоздкий файл панорамы, и достаточно сложно поддающийся редактированию в фотошопе.

Выходной файл

Здесь указываем выходную папку файла.

В имени файла прописываем строку “%a%l”. Это задаст программе шаблон формирования названия файлов так, чтобы получилось уникальное имя файлов панорамы и слоев.

Нажимаем кнопку “Собрать” и через некоторое время получим готовую панораму.

В следующем уроке будет показано, как можно достроить зенит панорамы, как работать с проекциями и как в конце концов получить интерактивную 3d-панораму.

Удачных сборок панорам.

Продолжение:

3. Редактирование проекций и создание 3d-панорамы

Все статьи по созданию панорам

У вас уже начали получаться сферические панорамы?

Остались вопросы?

1panorama.ru

Создание панорам от А до Я. Глава 2. Техника.

Не прошло много времени, а я подготовил продолжение своей панорамной азбуки. В предыдущем выпуске мною были рассмотрены теоретические вопросы и основные ошибки, которые делают новички при освоении панорамного дела. Необходимый отклик и большое число отзывов я получил, поэтому новая статья не заставила себя ждать. Отдельная благодарность подписчикам из Google+, задававшим вопросы и ставившим свои весомые +1. Новый выпуск сформирован с учётом ваших вопросов и пожеланий.

Во второй части вы узнаете:

  1. Требования, предъявляемые к технике, используемой для съёмки панорам
  2. Программное обеспечение, которым я пользуюсь
  3. Компьютер для сборки панорам

Прежде чем приступить к изложению материала, позволю себе дать вам совет: никогда не следуйте инструкциям слепо. Например, я вам говорю: «Сделайте то и это, с такими-то параметрами», а вы не просто повторите мои действия, а попробуйте на каждом шаге поэкспериментировать, только тогда вы поймёте, почему в действительности я советую поступать так, а не иначе. Опыт бесценен.

Также введу несколько понятий, чтобы в будущем не возникало путаницы.

Панорама — изображение, созданное путём объединения нескольких изображений на основе сходства их отдельных частей.

Зенит — верхняя часть панорамы, расположенная строго над камерой

Надир — нижняя часть панорамы, расположенная строго под штативом и по соседству с ним

Сферическая панорама — панорама, собранная из нескольких изображений, охватывающих угол обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. Иными словами, это изображение, которое, будучи «свёрнуто» вами в сферу по строго определённым правилам, не образует швов и стыков. Строго говоря, этот термин не совсем корректный. Правильнее будет называть такую панораму эквидистантной, но это слово еще сложнее для запоминания. Поэтому давайте договоримся и не будем путаться. Панорамные программы по умолчанию создают сферические панорамы именно в ректилинейной проекции, а уже впоследствии с помощью другого специализированного софта создаётся версия, пригодная для просмотра в интернете в формате flash или html5.

Цилиндрическая панорама — панорама, лишённая зенита и надира. Строго говоря, геометрически цилиндрическая панорама отличается от сферической, лишённой верха и низа. Не путайте их.

Плоская панорама — вольный термин, который я использую для определения любой несферической и нецилиндрической панорамы.

1. Требования, предъявляемые к технике, используемой для съёмки панорам

Фотоаппарат

Снимать панорамы (как плоские, так и сферические) можно абсолютно любым фотоаппаратом. К примеру, вот панорама, снятая на мыльницу Nikon за 2000 рублей, с рук, без штатива:

Панорама, снятая на Nikon Coolpix l16. 8 кадров.

Но есть некоторые требования, без которых нормальная съёмка панорам неудобна, сильно затруднена или вообще невозможна. Надеюсь, не нужно напоминать, что помимо самой камеры вам обязательно нужен штатив, а в идеале ещё и панорамная головка?

Какую панорамную головку выбрать?

Для начала я рекомендую обзавестись панорамной головкой Орбита. Более подробно о причине этого выбора постараюсь рассказать в скором времени, в отдельной статье.

Требования к технике, предназначенной для съёмки панорам

  • Ваша камера должна иметь ручной режим (М). Это означает, что вы должны иметь возможность выставлять продолжительность выдержки и размер диафрагмы вручную.
  • В вашей камере должен быть пункт отключения авто ISO*
  • В вашей камере обязательно должна быть возможность выбора баланса белого*
  • В вашей камере должна быть возможность блокировки автофокуса (ручная фокусировка)
  • Ваш штатив должен быть способен не только удержать камеру

*подробнее см. следующий выпуск панорамной азбуки

В противном случае неизбежно возникнут определённые проблемы. Если невозможно заблокировать выдержку, диафрагму и светочувствительность (ISO), то ваши кадры неизбежно будут по-разному проэкспонированы, попросту один будет ярче, другой темнее. О последствиях такого явления я писал в предыдущей статье: Третья причина неудач.Что касается баланса белого, то здесь та же самая история: если он не заблокирован, то ваши кадры могут иметь разную цветовую температуру, и при сборке панорамы получится цветовая каша. О балансе белого можно не заботиться только если ваша камера поддерживает съёмку в RAW, и вы не пренебрегаете ей.

Баланс белого: Правильный, Облачно, Лампы дневного света

Если же в вашей камере не отключается автофокус, то при сборке панорам также возникнут проблемы: при каждом новом кадре камера будет фокусироваться на разных объектах, а это означает что при поиске схожих областей (см. предыдущий выпуск) у генератора контрольных точек неизбежно возникнут проблемы. Ну подумайте сами: на одном кадре дерево резкое, а лес позади размыт, а на другом кадре дерево размыто, а лес позади резкий. Естественно, программа не увидит явного сходства и не сможет достаточно точно расставить точки. Но — по секрету скажу, — это ещё полбеды, ведь точки можно расставить и вручную. На самом деле, проблема шире, и об этом многие (даже опытные панорамщики) не догадываются.

Так всё же, почему нужно отключать автофокус?

Дело в том, что при фокусировке фокусное расстояние объектива (простым языком, увеличение) не остаётся одинаковым. Оно пусть незначительно, но меняется. Взгляните на пример ниже:

 

Камера была установлена на штативе перед монитором на расстоянии 150 см. Вначале я сфокусировал камеру на расстоянии 100 см от камеры (то есть до объекта), затем сфокусировался точно на мониторе, после этого на расстоянии 200, 300 см и на бесконечности. Зум я не крутил! Вы можете заметить, что при смещении расстояния фокусировки объект становился меньше. Причём даже в случае незначительного смещения фокусировки пропорции объектов меняются очень ощутимо! Это вам не шутки. Такого панорамная программа вам не простит. Именно поэтому, сфокусировавшись один раз, вы обязательно должны выключить автофокус. А если он у вас не отключается, то беда. Но мы-то не отчаиваемся, правда?

Что делать, если вам не повезло, у вас только мыльница, и автофокус на ней отключить невозможно? Решений два:

  1. Найдите у себя в меню режим «панорама«. В этом режиме камера, скорее всего, применит ко всем кадрам такие же параметры фокусировки, выдержки, диафрагмы и ISO, как в первом кадре. Этот метод имеет свой недостаток: если в первом кадре оказался яркий объект (например, Солнце), то камера применит параметры этого кадра ко всем остальным, и вы получите слишком тёмные снимки. И наоборот, если вы начали свою панораму с тёмно-зелёного дерева на густой травянистой лужайке, то дальнейшие кадры с ярким небом или Солнцем окажутся выжжено-белыми. Мораль: старайтесь начинать панораму с нейтрального по яркости кадра, без ярких источников света и тёмных участков.Важное замечание! Я не имею в виду режим, котором камера сама склеивает панораму (такие уже есть во многих любительских мыльницах), и смотрится всё это ужасно, читайте инструкцию.
  2. Есть и второй способ решения проблемы с автофокусом, которым я пользовался при съёмке панорам своим дешёвым мыльничным Никоном (см. начало статьи): все параметры выставлены в ручном режиме, а при фокусировке я сначала навожу камеру на максимально удаленный объект, фокусируюсь половинным нажатием кнопки, затем возвращаю камеру к нужному мне кадру и «дожимаю» кнопку, делая снимок. Таким образом я добиваюсь фокусировки на бесконечность на всех кадрах.

Что касается штатива, то, как сказано выше, он должен не просто держать камеру, но быть достаточно устойчивым чтобы не раскачиваться как соломинка на ветру. Да, это не так важно в солнечный день, но, экономя на штативе, вы в очередной раз докажете пословицу: «Скупой платит дважды«. Ибо очень скоро захотите поснимать панорамы на рассвете и закате, воспылаете желанием начать съёмку интерьерных панорам, но тут выяснится, что ваш штатив за 600 рублей вздрагивает от любого чиха того кузнечика, который сидит на его ноге, и кадры на длинной выдержке чудовищно смазываются.

Желательно, чтобы ваш штатив выглядел примерно так (это одна из самых простых и дешевых моделей, но уже пригодная для использования):

Как сориентироваться в штативах? Очень просто. Хороший штатив не может стоить меньше 2500 рублей, а выпущен он известной фирмой. К известным могу отнести Manfrotto, Slik, Benro, Giotto, а также ряд чуть менее известных фирм. Если хотите сэкономить, не берите Manfrotto. К примеру, я пользуюсь штативом Slik Pro 700DX — отличная, мощная громадина, которой нипочём землетрясение силой 10 баллов (шутка, близкая к правде). Но давным-давно мною было сделано большое количество чудесных панорам с помощью китайского Noname штатива за 1000 рублей, о чём я писал в предыдущей статье. Вы можете поступить так же, но не говорите потом, что я не предупреждал. Помимо всего прочего, дешёвые китайские поделки, как правило, не позволяют менять на штативе головки, а это, поверьте, бывает очень полезно.

С какой головкой штатив предпочтительнее? Если вы не планируете покупать панорамную головку (головку без параллакса), а собираетесь снимать только отдалённые пейзажи, горные гряды и т.д., то вам нужен штатив с примерно такой головкой (классическая, иногда её не совсем корректно называют панорамной, хотя для съемки панорам она пригодна лишь условно):

Рычагов может быть 2 или 3, но самое главное, что такая головка позволяет фотографу, выставив положение камеры относительно горизонта, вращать её в горизонтальной плоскости, избегая наклонов вперёд и назад, а это жизненно необходимо при съёмке панорам.

Если же вы планируете снимать сферические панорамы, панорамы интерьеров, собираетесь приобрести или изобрести панорамную головку и работать с ней, то вышеприведённая головка для вас будет неудобна: панорамные головки имеют в нижней части ротатор и позволяют вращать камеру вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. При съёмке нижнего ряда кадров рычаги классической головки будут неизбежно попадать в кадр, существенно прибавляя вам работы по ретуши надира. Для серьёзного занятия панорамами в качестве базисной головки предпочтительнее будет шаровая:

Шаровые головы съедают меньше пространства в надире, а это означает что у вас будет значительно меньше проблем с ретушью пола, когда вы до неё дойдёте. Повторюсь, последнее правило актуально при работе с панорамной головкой.

Программное обеспечение для создания панорам

Мой базовый комплект состоит из следующих программ:

  1. PTGUI
  2. Графический редактор (например, Adobe Photoshop)
  3. KRPANO

Помимо основного набора программ я пользуюсь следующими продуктами:

  1. Pano2vr
  2. Enfuse

Теперь немного о том, что это такое и с чем его едят.

PTGUI — на данный момент наиболее мощный и гибкий инструмент для сборки любых панорам. Подходит почти для всего.

KRPANO и Pano2vr — эти программы способны вдохнуть жизнь в вашу плоскую сферическую, цилиндрическую или плоскую панораму. Они служат для конвертации их в форматы, пригодные для интерактивного показа в браузерах, поддерживающих swf или html5. Виртуальные сферические панорамы, которые вы видите у меня на сайте, «оживлены» с помощью KRPANO.

В тех же целях ранее я использовал pano2vr, но сейчас перешёл на более гибкий и современный движок KRPANO. Однако, некоторые операции я по-прежнему выполняю в pano2vr. В частности, патчинг надира, но об этом в следующих выпусках.

Enfuse используется мною для смешивания экспозиций кадров, снятых с разной яркостью (с брекетингом), но об этом тоже позже.

Ну а графические редакторы типа Adobe Photoshop понадобятся вам для финальной подготовки ваших панорам перед тем, как скормить их KRPANO или Pano2vr, то есть непосредственно перед оживлением.

Компьютер для сборки панорам

Настоятельно рекомендую не мучить регулярной сборкой панорам ваш многострадальный ноутбук (если это не высокопроизводительная машина с хорошим охлаждением). Справиться со сборкой сферической панорамы, скажем, из 8 кадров, может любой современный компьютер, вопрос только во времени. Мой компьютер делает это за 10 секунд, совершенно не напрягаясь. А слабенькая машина может заниматься этой процедурой добрых полчаса, убивая жёсткий диск подкачкой и зависая наглухо. Думайте сами, а я лишь поделюсь списком основных железок своего компьютера:

  • Процессор Intel i7 3770
  • Оперативная память Kingston, 16G, 1600mHz
  • SSD накопитель Plextor 128GB
  • Кулер с медными трубками
  • Остальное под стать

Также крайне рекомендую установить видеокарту с поддержкой Cuda — она очень существенно ускорит сборку панорам в PTGUI начиная с версии 10.

Это вовсе не значит, что описанный комплект обязателен для панорамщика, но если вы собираетесь заниматься панорамами всерьез, то процессоры ниже i5 вам не подойдут.

А в качестве бонуса я расскажу вам о том, как я поступаю в сценах, где есть большие перепады яркости. Один из моих подписчиков задал такой вопрос в Google +, и мне действительно интересно ответить на него.

Существует три способа решения проблемы с перепадами яркости:

  1. Расширение динамического диапазона
  2. Максимальное использование динамического диапазона камеры
  3. Использование данной неприятности в качестве художественного приёма :)

1. Для расширения динамического диапазона вам понадобиться брекетинг экспозиций, который есть во всех более-менее продвинутых цифрокомпактах и зеркалках. Последовательность действий следующая:

  • вы устанавливаете экспозицию по кадру, который не содержит в себе ярких источников света и густых теней
  • включаете брекетинг (например, -2 0 +2)
  • Снимаете панораму, но теперь каждый кадр делаете не 1 раз, а 3 раза, не двигая камеру (как вы понимаете, штатив вам очень поможет)
  • Скопировав всё это безобразие на компьютер, открываете все кадры в PTGUI, и эта чудесная программа сама предложит вам сделать либо HDR, либо блендинг экспозиций (Exposure blending). Если хотите добиться эффекта пост-апокалипсиса, то выбирайте HDR, а если стремитесь к реализму, то блендинг.
  • Дальше собираете панораму как обычно, но динамический диапазон у неё будет чудесный.

Очень подробно и наглядно об этом методе я обязательно расскажу в следующих выпусках.

2. Использование динамического диапазона камеры — штука более тонкая. Во-первых, ваша камера должна уметь снимать в RAW. Во-вторых, вы должны хорошо изучить возможности ваших RAW исходников. В особенности нас интересует возможность «вытягивания» света и теней в RAW конвертере. Например, про свой Nikon d600 я знаю, что в его RAW файлах из теней отлично вытягивается 2 стопа, а из светлых участков 1 стоп. Но при желании из теней можно «вытащить» и 4 стопа без существенных потерь цвета и лишь с незначительным увеличением зернистости. Таким образом, если ваша камера позволяет вытягивать из теней 2 стопа, то вы поступаете примерно следующим образом:

  • Устанавливаете камеру на месте съёмки, выставляете параметры по самому яркому кадру.
  • Снимаете панораму в ручном режиме в формат RAW
  • Открываете фотографии в RAW конвертере и обрабатываете их, «вытягивая» из теней примерно 2 стопа.
  • Конвертируете снимки в jpeg или tiff и отправляете их в PTGUI для сборки

Это позволит вам добиться отсутствия «вылетов» на ярком кадре и избежать «провалов» в тенях. Но получиться может не сразу, нужно заработать чутьё и опыт. Описанный способ подходит для сцен, в которых не слишком много места занимает тёмная область. Имейте голову, друзья.

Подробнее о том, что означает «вытянуть 2 стопа» и как это осуществляется на практике, я рассказал в следующем выпуске своей панорамной азбуки.

3. Забить. Этот способ великолепен. Сводится он к тому, чтобы не бороться с пересветами и недосветами, а использовать их как мощный художественный приём, подчёркивающий глубину и драматизм вашей панорамной композиции. Это почти дзен.

Статья получалась очень длинная, поэтому я сознательно разделил её. В следующем выпуске читайте:

  1. Какие параметры выставлять при съёмке и в какой последовательности
  2. Оптимальный размер диафрагмы при съёмке панорам
  3. Оптимальная выдержка. Что делать, если приходится снимать панораму с движущимися объектами? Например, листва или люди.
  4. Оптимальная светочувствительность (ISO)
  5. Приступаем к освоению PTGUI — лучшего (на мой взгляд) программного продукта для сборки панорам. Пошагово собираем первую панораму.

Всем удачи, жду комментариев и вопросов!

Предыдущий выпуск

Следующие выпуски

Статьи о создании виртуальных туров

Уроки по созданию виртуальных туров

pavelbogdanov.ru

Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano Pro

            Кто давно читает мой блог наверное уже заметил, что я люблю панорамный формат фотографий. Ну нравится мне широта угла зрения и детализация, достичь которую можно с помощью техники панорамной сборки. Недавно я писал, что пробовал последнюю версию одной из програм для сборки панорам - Autopano Pro 3.7. Теперь хочу поделиться своими впечатлениями. Для создания панорам можно использовать и встроенные средства Фотошопа, благо в последних версиях они работают достаточно хорошо. Но все же имеют существенные недостатки: Фотошоп хорошо справляется с кадрами, снятыми на фокусные расстояния от 50 мм. и более, т.е. с кадрами с минимумом перспективных искажений. А вот с кадрами, снятыми на широкий угол, возникают трудности при сборке, практически отсутсвует возможность изменять какие-либо настройки, вносить корректировки в экспозицию и т.д. Словом, пользоваться функцией сборки панорам в Фотошопе можно, но не всегда очень удобно и эффективно.                Поэтому для создания панорам часто используют сторонние программы. Их выбор велик. Расскажу об одной из наиболее простых, удобных в использовании и дающей отличный результат с минимумом телодвижений - Autopano Pro 3.7. Итак, начнем.

              Для создания панорамы нам необходим ряд последовательно снятых кадров. Чтобы усложнить задачу при тестировании программы я выбрал кадры, снятые на широкоугольную оптику - Samyang 14 mm. f/2,8. Такой угол дает достаточно сильные искажения, особенно по краям кадра. Открываем снимки в Лайтруме, вносим базовые настройки для последующей конвертации: ББ, экспокоррекция (по необходимости), контраст, устранение хроматических абераций, виньетирования, перспективных искажений, цветокоррекция и т.д. Словом, обычный процесс Raw-конвертации. Вот для примера я выбрал эти кадры, сделанные в природном парке Tre Cime в Доломитовых Альпах в июне 2014 г.:1.

2. Вот 7 кадров моей будущей панорамы:Не забываем синхронизировать настройки, чтобы ко всем снимкам были применены одинаковые изменения!

3. Далее экспортируем их из Лайтрума. Можно конвертировать сразу в jpeg и собирать панораму из него. Но так делать я не рекомендую. Jpeg - это графический формат изображения, использующий разные алгоритмы сжатия, т.е. предусматривающий потерю информации, а нам скорее всего нужно еще работать с изображением в Фотшопе. Поэтому конвертировать рекомендую в 16-ти битный TIFF, чтобы получить максимум информации для последующей обработки. Вот готовые TIFF'ы:

4. Запускаем Autopano Pro. Интрефейс программы до безобразия простой и интуитивно понятный. Рабочая область разделена на два окна: в левом открываются исходные кадры, в правом - будет показана собранная панорама.

5. Левая крайняя иконка с папкой и увеличительным стеклом открывает окно выбора изображений для создания панорамы. Указываем путь к папке с нашими сконвертированными TIFF'ами:Если оставить активной функцию "Автоопределение" в поле "Создание", то после импорта фотографий программа приступит к автоматической сборке с параметрами по умолчанию. Снимаем галочку и покопаемся в настройках перед сшивкой панорамы.

6. Так выглядит ряд загруженных кадров:

7. В первую очередь меня интересует вкладка "Свойства изображения" (отмечена стрелочкой):В появившемся диалоговом окне мы видим данные о параметрах изображения, полученные с EXIF'а камеры. Т.к. я снимал на мануальный Samyang 14 mm f/2,8, то фокусное растояние определено неправильно - 50 мм. Выставляем его вручную:Тип объектива - обычный.

8. Следующий шаг - вкладка "Настройки" (показана стрелочкой). В диалоговом окне "Настройки" в первой вкладке "Обнаружение" снимаем галочку с опции "Автокоррекция цвета". Я не люблю, когда программа автоматом правит цвет. В принципе, я пробовал и с "Автокоррекцией цвета". Особого эффекта не заметил, поэтому на всякий случай отключил. Не люблю всякие автоматические улучшайзеры картинки :)

9. Следующая вкладка, которая меня интересует, - "Панорама". Тут по умолчанию активирована опция "LDR коррекция цвета по слоям" (есть возможность выбора каким именно образом она будет произведена - Гамма, Экспозиция, Цвет и т.д.). Если вы правильно сняли кадры для панорамы (с одинаковой экспозицией), синхронизировали настройки при конвертации в TIFF'ы, то смело выключаем эту опцию.

10. Самый важный момент здесь - выбор типа проекции. По умолчанию стоит "Автоматичекая", на выбор - "Сферическая", "Цилиндрическая", "Плоскостная" и т.д. Про типы проекции панорам можно почитать, например, здесь и здесь. Нам чаще всего нужна "Сферическая" или "Плоскостная", но я решил проверить как программа автоматически соберет панораму, поэтому оставил "Автоматически". В любом случае, потом можно поменять.

11. И последняя вкладка - "Сборка". Тут можно выбрать "Шаблоны смешивания" (например, если собираем ХДР панораму, или хотим избежать появления "призраков" - одних и тех же движущихся объектов в разных местах). В нашем случае можно оставить "Простой" или же "Анти-призрак". А также (самое главное) установить формат будущей панорамы: HDR, JPEG, PNG, PSD, TIFF. Я рекомендую выбирать PSD с глубиной цвета - 16 бит (в принципе, можно и TIFF). Последний штрих - выбираем папку для экспорта и имя файла.

12. Далее все просто: нажимаем создать:и через несколько секунд получаем превью панорамы в окне с права:

13. В принципе, панорама готова, можно сохранять ее в выбранном формате, а можно продолжить редактирование, воспользовавшись соответствующей функцией:

14. В появившемся рабочем окне можно изменить целый ряд параметров: тип проеции, поправить горизонт, наклон, вертикальный и горизонтальный поворот, установить вертикали, точки для сшивки отдельных кадров в панораму, редактировать эти точки и т.д. Настроек масса и они очень гибкие.Тут я специально ничего не менял. Доверился параметрам по умолчанию.

15. Нажимаем кнопку "Сборка" и пока панорама собирается - готовим чай :)

16. Открываем полученный PSD файл с панорамой в Фотошопе. Вот так он выглядит:

17. Т.к. кадры сделаны на очень широкий угол - 14 мм. - то меня интересуют в первую очередь края кадра. Как программа справилась с сшиванием снимков с большими искажениями изображения в углах. Вот 100% кропы углов панорамы.левый:правый:низ кадра:По моему, вполне неплохо.

18. Следующий шаг - кроп. Обрезаем лишние части изображения.

19. Как видим, у нас остались пустые области на небе. Исправить положение можно несколькими способами. Покажу один из них - фильтр Content aware.

20. Для начала любым удобным способом выделяем пустую область. Например, с помощью Magic Wand tool (волшебная палочка). Затем Edit - Fill - Content-Aware.

21. Выделяем вторую пустую область и проделываем аналогичные шаги. Пара секунд и у нас появилось небо. Как правило, этот фильтр дает неплохие результаты, в крайнем случае результат можно немного поправить с помощью Healing brush или Clone Stamp.

22. Дальше - цветокоррекция панорамы по вкусу. Итоговый результат получился такой:Панорамная сборка из 7-ми вертикальных кадров. Оригинальное разрешение - 7725х4491.

Вот еще одна панорама, снятая в тоже утро, только немного раньше и угол охвата шире. Механизм сборки точно такой же.Панорамная сборка из 10-ти вертикальных кадров. Оригинальное разрешение - 11916х6036

Мой вывод: Autopano Pro 3.7. - отличная программа для сборки панорам с нормальным функционалом, удобным и простым интерфейсом и хорошо автоматизированным процессом сшивания "на автомате", без дополнительных "ковыряний" в настройках. Словом, рекомендую!Официальный сайт программы: http://www.kolor.com/Да, я за использование лицензионного ПО :)

Продолжается набор групп на фото-туры:| "Зимняя сказка Карпат", 22 - 26 января 2015. Программа и подробности в этом посте. || "Скалистые берега солнечной Португалии", 9 - 15 февтраля 2015. Программа и подробности в этом посте. || "Горными тропами Доломитовых Альп", 19-25 августа 20015. Программа тура в этом посте. |

Понравился материал? Поделись с другими!

grafo-navigator.livejournal.com

Редактирование проекций и создание 3d-панорамы « 1panorama

Продолжаем серию уроков “как сделать 3d-панораму”

В предыдущих статьях было рассмотрено:

1. По каким принципам надо снимать, чтобы фотографии сшились в единую панораму

2. На примере одной из программ, была показана последовательность действий для создания сферической проекции панорамы.

  В этой статье отредактируем изображение панорамы, полученное в предыдущем уроке, достроим зенит и создадим 3d-панораму.

Скачать панораму, полученную во второй части серии уроков (6.6 Мб)

1. Программное обеспечение для работы с панорамами

 

Нам потребуются программы:

1) Для работы с проекциями: Pano2VR (ссылка на триал-версию).

2) Для создания 3d-панорамы на основе сферической проеции: Autopano Tour. В версии Autopano Giga 2.0.6. эта программа уже поставляется в комплекте. Для версии 2.5 можно скачать программу Panotour. Функционал у нее достаточно схож с Autopano Tour.

Данные программы основаны на функционале просмотрщика панорам krpano (уроки по работе с krpano). Этот просмотрщик имеет широкие возможности по созданию 3d-панорам, но при этом не имеет графического интерфейса. Все редактирование панорамы осуществляется через командную строку и редактирование xml файлов.

Autopano Tour предлагает функционал krpano в более удобном и привычном виде, но вместе с тем требует лицензию на krpano (на старших версиях лицензия интегрирована в программу). Без этой лицензии у вас будут ограничения на разрешение 3d-панорамы.

Купить лицензию на krpano можно тут.

3) Для работы с изображениями, само собой, потребуется Adobe Photoshop.

 

2. Заполнение зенита

 

На этом этапе необходимо панораму привести к необходимым размерениям.

У полной сферической проекции панорамы обзор составляет 3600 по горизонтали и 1800 по вертикали. Следовательно в сферической проекции соотношение сторон должно быть два к одному.

В нашей панораме получилось разрешение 7066х3272, а для сферической проекции необходимо 7066х3533.

По прошлому уроку мы видели, что исходя из значения угла Phi, у нас получилось что от горизонта до надира у нас полное заполнение (т.к. Phi Min = 900), а от горизонта до зенита нет (т.к. Phi Max < 90). Значит в данном случае нужно заполнить панораму в верхней части

Открываем панораму в Photohop-е

Главное меню (которое в самом верху) -> Image -> Canvas Size. Ставим Anchor в нижнюю часть квадрата и устанавливаем Height = 3533.

А что делать если в панораме присутствуют недостроенные и зенит и надир?

В этом случае определите линию горизонта, и дозаполните до 1/4 ширины выше и ниже горизонта.

Например, получившаяся панорама имеет разрешение 10000х3500, а линию горизонта на уровне 2000 пикселей от верхней границы.

Получается, что необходимо достроить вверх (10000/4)-2000=500 пикселей, а вниз (10000/4)-(3500-2000)=1000 пикселей.

В результате получится высота 3500+500+1000=5000 пикселей, т.е. ровно половина от ширины. Условия соотношения сторон два к одному соблюдаются.

3. Преобразование из сферической проекции панорамы в кубическую

 

Из-за того, что в сферической проекции (подробнее о проекциях в статье о теории фотосъемки панорам ) в верхней и нижней границе присутствуют сильные искажения, редактирование изображений в этих областях очень затруднительно.

Для того чтобы достроить зенит – преобразуем панораму из сферической проекции в кубическую. 

Здесь для преобразования проекций используется программа  Pano2VR, но если вы уже освоились с krpano, то можете использовать его дроплеты для преобразования.

Запустите программу Pano2VR.

В область Импорт из проводника или файлового менеджера перетащите файл панорамы.

Программа автоматически попытается определить тип проекции. В данном примере Pano2VR тип проекции установила верно – эквидистантная (другое название сферической проекции)

Вместе с тем, если присутствует предварительное заполнение надира или зенита, то иногда она это делает неправильно. Если такое произошло – нажмите кнопку Выбрать и вручную укажите нужный тип.

Для того чтобы изменить тип проекции нажмите кнопку Изменить, после чего откроется окно преобразования текстуры.

Выберите тип проекции Стороны Куба и нажмите Process

Программа Pano2VR может работать с несколькими типами проекций: эквидистантная, цилиндрическая и кубическая.

Кроме того в списке типов есть различные стрипы, кресты, Т -проекции. По сути это таже кубическая проекция, отличающаяся лишь тем как расположены отдельные стороны куба в изображении панорамы. Данные типы могут пригодится, когда необходимо редактировать в панораме объекты которые находятся сразу на нескольких сторонах куба. Например, если большую часть панорамы занимает длинное здание, на котором получились дефекты (изломы, засечки). В этом случае, при устранение дефектов, в таких проекциях удобно следить, чтобы стороны куба хорошо стыковались друг с другом. Вместе с тем, здесь есть минус – большой размер выходного файла, так как изображение панорамы в таких проекциях имеет большее разрешение. Поэтому его сложнее будет редактировать в графических редакторах.

4. Редактирование панорамы

 

Итак, после преобразование панораму из сферической в проекцию Стороны Куба мы получили 6 файлов. Особое внимание следует уделить сторонам надира и зенита (они под номерами 5 и 6). В данной панораме сторона надира не имеет дефектов, а вот в центре зенита – черный многоугольник, соответствующий той области, которую мы заполняли в сферической проекции.

Откроем сторону зенита в photoshop-е и достроим кадр зенита. Для этого скопируем часть изображения в новый слой и расположим его поверх черного многоугольника.

Отредактируем его так, чтобы провода располагались по одной линии. Для этого воспользуемся инструментом Free Transform (Главное меню -> Edit-> Free Transform). Напомню, что вы можете перемещать углы редактируемой области при помощи мыши если зажать клавишу Ctrl.

Применим к слою маску (Главное меню -> Layer->Layer Mask->Reveall All) и при помощи кисти замажем резкие границы слоя.

После чего воспользуемся штампом, чтобы скрыть небольшой перепад яркости.

Теперь кадр зенита достроен.

Выделим все 6 файлов сторон куба и перетащим мышкой в область импорта в программе Pano2VR.

Затем нажмем кнопку Изменить и преобразуем панораму из кубической проекции обратно в эквидистантную.

В результате получилась полная сферическая проекция панорамы с углами обзора 360х180

5. Создание 3d-панорамы

 

Запустим программу Autopano Tour.

Перетащим файл панорамы из проводника или файлового браузера в левую верхнюю область окна программы и кликнем по самой панораме.

Меню Hotspot Editor

Здесь можно указать месторасположение солнца (для создания линзовых эффектов), и обозначить точки перехода между панорамами.

Точки перехода применяются в виртуальных турах, и при их помощи можно перейти от просмотра одной панорамы к другой.

В текущем уроке мы пока не создаем виртуальный тур, а солнца на панораме не видно за низкими облаками. Поэтому в данном меню нам настраивать нечего.

 

Меню 3D Editor

Здесь вы можете посмотреть превью будущей 3d-панорамы. Покрутите проекцию, определите понравившийся ракурс, нажмите правую кнопку мыши и выберите set a start position. С этой точки будет запускаться ваша 3d-панорама.

В этом эдиторе Yaw, Pitch- это углы по горизонтали и вертикали на которые повернута камера.

Fov -угол зрения. Влияет на угловые размеры изображаемого пространства и перспективные искажения картинки. Тут угол можно поставить исходя из своих предпочтений (я обычно ставлю fov = 55)

 

Вкладка Panorama Properties
Здесь указываются основные свойства панорамы.

Field of view. Углы обзора панорамы. В данном случае у нас панорама с полным обзором, поэтому выставлено Horizontal=360, Vertical=180.

Autopano Giga при сборке панорамы сохраняет значения углов в самой панораме (в файлах изображений имеются специальные служебные области, куда программы могут прописывать необходимые им данные).

Autopano Tour считывает параметры оставленные Autopano Giga или пытается автоматически вычислить углы (как в нашем случае).

Но иногда происходит следующая ситуация: Autopano Giga прописала углы в файл, а мы отредактировали панораму через Photoshop и Pano2VR. В процессе редактирования искусственно изменили реальные значения углов. Например, как в нашем случае, мы достроили зенит и довели вертикальный угол обзора до 180. И получается что в файле прописаны старые углы обзора, а исходя из соотношения сторон панорамы, видно что углы изменились. Autopano Tour в такой ситуации не всегда может правильно выставить углы обзора. Поэтому необходимо перепроверять значение этих параметров.

А что тогда такое Vertical offset?

Данный параметр показывает насколько градусов надо сместить линию горизонта если угол Phi Min не равен Phi Max (подробнее об этих углах в предыдущей статье, о том как сшить фотографии в панораму).

Горизонт в 3d-панораме должен проходить через центр, когда камера находится горизонтально. Но если Phi Min не равен Phi Max, то расстояние в пикселях от горизонта до верхней границы и от горизонта до нижней не равны друг другу. В этом случае необходимо сместить панораму по вертикали, чтобы выровнять положение горизонта.

Vertical offset = (Phi Min+ Phi Max)/2

Здесь следует учитывать, что Phi Min идет со знаком “-”.

  

Pictures parameters

 

Preview Width.

Перед тем как панорама полностью загрузится, чтобы пользователь не скучал перед черным экраном, показывается превью. Здесь задается ширина данного превью. По умолчанию данный параметр равен 800, что вполне подходит для большинства случаев.

Jpeg Quality

Изображение для панорамы кодируется в jpeg-файл. Здесь устанавливается значение качества. Если панорама подготавливается для интернета, то рекомендуется устанавливать качество 6-9.

Cube Face Size /Partial Panorama Width

Изображения для 3d-панорамы сохраняются в кубической развертке. Если панорама сферическая – то предлагается ввести ширину стороны куба (Cube Face Size). Для интернета в этом случае подойдет значение 1500-2000.

Если панорама с углом обзора по вертикали не 180, то здесь необходимо ввести ширину панорамы в сферической развертке. Опять таки, если панорама подготавливается для размещения в интернете, подойдет значение 5000-7000.

Если нажать на кнопку Compute Optimal Size, то программа предложит свое значение с точки зрения оптимальности Cube Face Size /Partial Panorama Width. Вместе с тем предложенные значения не всегда подходят.

Nadir Patch

Если в надире вы хотите разместить логотип, или какое-либо изображение то выберите здесь файл и отрегулируйте размер этого изображения (параметр Scale)

В данном примере мы не будем использовать эту возможность.

Camera Parameters

Yaw, Pitch определяет начальные углы камеры (эти параметры определяются автоматически, если в 3d editor-е использовалась функция set a start position)

Fov- угол обзора камеры.

Следует заметить, что Fov камеры и Fov в 3d Editor-е это независимые значения. Для создаваемой 3d-панорамы необходимо выставить Fov именно в Camera parameters. В данном случае установим Fov=55.

Параметры Min и Max определяют соответственно минимальный и максимальный fov камеры, если пользователь будет изменять масштаб. Т.е. эти параметры определяют в каких пределах пользователь может приближать и удалять картинку.

Поставим Min=20, а Max=100.

 

Вкладка Project Properties
First Displayed Panorama

Если вы создаете виртуальный тур, состоящий из нескольких панорам, то здесь здесь можно выбрать, какая панорама будет показываться первой.

Insert navigation menu

Позволяет вставить навигационное меню. Оно показывается в нижней части панорамы.

Use auto rotation

Использовать автовращение. Если пользователь некоторое время не двигает мышкой, то панорама начинает плавно вращаться по горизонтали.

Add full screen button

Позволяет возле навигационного меню поместить кнопку для просмотра панорамы в полноэкранном режиме.

Insert panoramas list

Позволяет разместить разворачивающийся список панорам (актуально для виртуальных туров с множеством панорам). После выбора данной опции есть возможность определить угол, в котором будет выводиться данный список.

Logo

Данная опция позволяет вывести логотип поверх панорамы. Также можно задать ссылку на сайт, которой будет открываться при клике по логотипу. После выбора данной опции появится возможность определить угол, в котором логотип будет выводиться.

Export

В данном пункте можно настроить параметры экспорта.

3d-панорама собирается из нескольких файлов:

- Swf – исполняемый флеш файл панорамы.

- Xml – текстовый файл с описанием настроек панорамы.

- Ряд jpg файлов панорамы, которые представляют собой набор файлов изображений панорамы в кубической проекции.

Напрямую работать с этими файлами нет необходимости, программа Autopano tour может сама все оформить. Вместе с тем надо указать как именно ей необходимо собирать 3d-панораму.

Embed all data

Данная настройка позволяет упаковать все вышеобозначенные файлы в единый swf-файл. Это удобно для размещения 3d-панорамы в интернете, и для распространения на дисках.

Embed XML files

Эта настройка позволяет определить, надо ли упаковывать XML файл в общий swf-файл. В этом файле прописан скрипт работы панорамы. Возможность “неупаковки” может потребоваться если вы хотите вручную настроить данный XML-файл.

HTML Template

Определяет шаблон создания HTML файла для размещения панорамы в интернете. Данный шаблон показывает в каком разрешении выводить панораму, и возможность разворачивания панорамы на весь монитор.

По умолчанию данные шаблоны находятся в:

папка_куда_вы_инсталировали_Autopano_Giga\Temlates\html

Сюда можно разместить свои шаблоны и после перезагрузки Autopano Tour автоматически добавит в список.

В данном примере выберем шаблон simpleWithFullScreen.html. Это простой шаблон вывода 3d-панорамы c возможностью развернуть полностью на экран.

 6. Создание 3d-панорамы и размещение ее в интернете

 

Теперь мы настроили экспорт изображения панорамы в flash-файл и запускаем на просчет.

- Export Flash

В результате получим 2 файла: swf файл панорамы, и html шаблон для размещения ее в интернете. Оба типа файла можно посмотреть при помощи браузера.

Для того чтобы разместить 3d-панораму в интернете, разместите оба файла на вашем хостинге, и укажите ссылку на html-файл.

Финальная 3d-панорама 

Эта же 3d-панорама Черекского ущелья на сайте 1panorama.ru

Таким образом мы пошагово создали 3d-панораму. В этих трех уроках было показана на практическом примере общая последовательность действий, работа со специализированными программами и основные принципы создания 3d-панорам.

Продолжение:

4. Работа с редактором контрольных точек в Autopano

Все статьи по созданию панорам

У вас уже начали получаться сферические панорамы?

Остались вопросы?

1panorama.ru

Автоматическое создание панорамных фотографий с помощью бесплатной программы

Кому не приходилось, фотографируя красивый пейзаж или интересный архитектурный памятник, жалеть о том, что объектив у фотоаппарата не в состоянии захватить все целиком, чтобы произошло автоматическое создание панорманой фотографии. Отдельные же кадры не дают такого впечатления, какое получаешь, глядя на достопримечательность собственными глазами. Очень хочется получить фотографию, на которой будет целостное изображение снимаемого объекта, то есть панорамную фотографию. Задача не новая, её пытались решить еще во времена плёночных фотоаппаратов. Решали её тремя путями.

Первый путь – применение короткофокусных объективов с расширенным полем зрения. Логическое развитие привело к появлению суперкороткофокусных объективов с чрезвычайно широким углом захвата, так называемых объективов типа "рыбий глаз". Недостатком данного способа получения изображений является чрезвычайно сильное искажение изображения. Действительно, перенос изображения вокруг фотоаппарата на плоскую поверхность сродни попытке разгладить на плоском столе половинки резинового мячика.

Второй путь – создание фотоаппаратов с подвижной оптикой, в которых во время съёмки объектив поворачивается, создавая на фотоплёнке поочерёдно части изображения. К таким фотоаппаратам относятся, например фотоаппараты "Горизонт", которые обеспечивают угол захвата изображения 120 градусов. При этом съёмка производится на обычную 35-миллиметровую фотоплёнку, только размер кадра не классический 24х36 мм, а 24х58 мм. Естественно, для печати таких фотографий нужна специальная насадка на фотоувеличитель.

Третий путь, по которому шли многие фотолюбители (я тоже через это прошёл) – это фотографирование обычным фотоаппаратом и печать обычных фотографий. А вот затем фотографии состыковывались друг с другом, наложенные части фотографий обрезались, и полученная мозаика наклеивалась на лист бумаги. Получалось неплохо, хотя обрезанные границы отдельных фотографий были видны даже при очень тщательной подгонке и аккуратной обрезке. Кроме того, объектив фотоаппарата всегда даёт искажения, поэтому точная стыковка фотографий невозможна, можно говорить только о более или менее приемлемом качестве изображения.

Сейчас плёночные фотоаппараты используются только профессионалами и старыми закалёнными фотолюбителями, которые ни за что не променяют свои аппараты (между прочим, с великолепной оптикой) на цифровые камеры. Но нам, простым смертным, цифровая фототехника дала в руки мощные средства получения изображений всего, что нам дорого и интересно. Я не буду говорить о многочисленных возможностях цифровой фотографии, сегодня у нас другая тема – получение панорамных изображений.

Не удивительно, что практически одновременно с появлением цифровых фотоаппаратов появились компьютерные программы для обработки цифровых фотографий. Естественно, что создание панорам тоже вошло в список необходимых задач компьютерной обработки. Однако оказалось, что это весьма непростая задача. Две основные проблемы, возникающие при соединении двух или более изображений в одно панорамное, следующие: геометрические искажения изображений, о которых я уже упоминал, и яркостные и цветовые искажения, возникающие из-за автоматической подстройки цифровых фотокамер под снимаемый сюжет. Поскольку задача оказалась сложнее, чем казалось на первый взгляд, программы создания панорам появились значительно позднее, чем программы для простой коррекции цифровых фотографий, а, кроме того, эти программы стоили достаточно дорого.

Несмотря на то, что были разработаны бесплатные комплекты программ, например, Panorama tools, работать с ними было достаточно трудно, управление ими осуществлялось из программной строки, что для простого пользователя компьютера было почти невыполнимой задачей.

Естественно, что сообщество разработчиков свободного программного обеспечения не могло пройти мимо такой задачи, и в результате их усилий была создана бесплатная программа для создания цифровых панорамных фотографий, которая сейчас вышла на уровень, доступный для применения практически любому человеку, умеющему фотографировать цифровой фотокамерой и владеющему начальными навыками работы на компьютере.

Итак, представляю! Программа hugin, использующая для создания панорам пакет Panorama Tools, но обеспечивающая исключительно удобные средства работы. Программа переведена на различные языки, в том числе, на русский. В данный момент последняя версия программы имеет номер 0.7.0 и была выложена во всеобщий доступ 4 октября 2008 года. Программа доступна для операционных систем Linux, MacOS и, разумеется, Windows. Скачать эту программу можно, щёлкнув мышкой на иконке.

Пользователи Linux, а также счастливые обладатели компьютеров Макинтош сами поймут, какой файл из трёх нужно скачать, а пользователи Windows, наверное, тоже догадаются, что им нужен файл, в имени которого содержится Win32, то есть hugin-0.7.0_win32-setup.exe.

Установка программы достаточно проста. Распространяется она под лицензией GPL, то есть бесплатно, поэтому при установке можно спокойно соглашаться с лицензией, выбрав (когда он появится) пункт "I accept the agreement", а на всех остальных страницах нажимая кнопку "Next" ("Дальше"). Программа сама определяет, какой язык используется на вашем компьютере и сразу переключается на него. Однако при необходимости язык можно поменять в настройках программы, выбрав один из семнадцати, включая каталонский и украинский.

Программа допускает полностью автоматическое создание панорамы, но это не всегда получается, если исходные фотографии дают недостаточно информации для точной их "сшивки". На этот случай предусмотрена работа в ручном, а точнее, полуавтоматическом режиме. Рассмотрим процесс создания панорамы, начиная со съёмки исходных фотографий.

Фотографирование

Для того чтобы получить панораму с приемлемым качеством, при фотографировании нужно сразу принять меры по устранению возможных ошибок и искажений. Для этого нужно обратить внимание на следующее: 1. Фотографии желательно делать по порядку, например, слева направо. Хотя программа и может определить порядок следования снимков, но лучше иметь все фотографии в нужной последовательности. 2. Для нормальной сшивки фотографий программа должна выделить определённое количество одинаковых точек на смежных фотографиях. Для этого необходимо, чтобы фотографии имели перекрывающиеся участки, на которых имеются достаточно чётко выраженные детали. Обычно достаточно перекрытия примерно на 25% размера изображения.

Практический совет: При съёмке обратите внимание на какой-нибудь заметный ориентир (на фото обведён в красный кружок) в правой части изображения (дерево, угол здания), после съёмки кадра, поверните фотокамеру так, чтобы этот ориентир оказался в левой части изображения, и делайте очередной кадр, одновременно обращая внимание на следующий ориентир в правой части изображения. 3. Старайтесь не делать наклонных панорам. Их обработка, как правило, сложнее, а результат, скорее всего, вас разочарует. Очень внимательно следите за горизонтальностью изображения, при наклоне фотокамеры панорама получится ступенчатой и наклонной. 4. Следите за углом наклона фотокамеры. Если линия горизонта на одном кадре будет выше, а на другом ниже, панорама получится тоже ступенчатой. Разумеется, можно обрезать результирующее изображение, но при этом будет потеряна часть изображения сверху и снизу. 5. Поворачивая фотокамеру по горизонтали, следите за тем, чтобы объектив оставался по возможности в одной точке. Кадры, снятые с разных точек, объединить с приемлемым качеством не удастся. 6. Камера должна быть устойчивой. При съёмке с рук необходимо постараться держать фотокамеру как можно неподвижнее. Лучше всего снимать со штатива, но вполне приличные результаты получаются при съемке с короткой выдержкой (в автоматическом режиме съёмки – при хорошей освещённости). Ночную панораму можно сделать только при съёмке со штатива. 7. Желательно использовать ручную установку экспозиции и выдерживать её постоянной при съёмке всех кадров панорамы. Однако программа hugin имеет возможность корректировки яркости изображения, что позволяет получить неплохие результаты даже при использовании простых "цифромыльниц".

Несмотря на столь обширный список требований, реализовать их достаточно несложно. Попробуйте, и вы сами увидите, что сделано неправильно, и учтите это в будущем. Во всяком случае, даже если сначала панорама вас не удовлетворит, у вас останутся отдельные фотографии, так что весь ваш труд не пропадёт даром.

Автоматическое создание панорамы с помощью программы hugin

Работу с программой мы будем рассматривать при установленной на компьютер операционной системе Windows.

Запустим программу, выбрав в меню Пуск раздел Hugin, а в нем пункт hugin. Откроется окно программы с заголовком "Hugin – графический интерфейс к средствам создания панорам", а в нём первая вкладка "Ассистент". Если нам повезёт, и фотографии будут соответствовать всем требованиям программы, другие вкладки нам не понадобятся.

При автоматическом создании панорамы нужно выполнить всего три действия: 1. Загрузить снимки. 2. Объединить снимки. 3. Создать панораму.

Загрузка снимков выполняется очень просто. После нажатия кнопки "1. Загрузить снимки..." откроется обычное диалоговое окно, в котором нужно выбрать те фотографии, из которых будет сформирована панорама. Некоторым недостатком является то, что в окне выбора нет предпросмотра выбираемого файла. Поэтому перед началом работы с hugin нужно просмотреть отснятые кадры в другой программе, в качестве которой я рекомендую бесплатную программу просмотра и редактирования фотографий IrfanView, и записать имена файлов, которые будут включены в процесс создания панорамы. При загрузке файлов в hugin можно выделить все необходимые файлы сразу. Напомню начинающим пользователям Windows, что это можно сделать, удерживая нажатой клавишу Ctrl и поочерёдно щёлкая мышкой на именах всех необходимых файлов.

Для примера возьмем три снимка, которые были сделаны специально для иллюстрации процесса создания панорамы:

Снимки умышленно были сделаны с некоторыми нарушениями правил, приведенных выше – горизонтальное положение фотокамеры не выдерживалось, экспозиция в вечернее время была взята слишком малой, что увеличило количество шумов на изображении. Это позволит в какой-то степени оценить возможности программы hugin.

Итак, загрузим эти три снимка. После загрузки снимков станет доступен второй пункт на вкладке – "2. Объединить...". Нажатие этой кнопки приводит к запуску программы, осуществляющей поиск точек на изображениях, которые могут быть использованы для сшивки кадров в панораму. Процесс это сложный и трудоёмкий, его течение отображается во всплывающем окне, но иногда может показаться, что компьютер завис и ничего не делает. Наберитесь терпения, и через некоторое время, зависящее от количества снимков и их размера, иногда через несколько минут, работа будет завершена, это окно автоматически закроется и откроется новое, которое называется "Предпросмотр панорамы". В этом окне можно увидеть маленькое изображение сформированной панорамы. Для удобства работы лучше сразу развернуть это окно на весь экран. Если состыковка изображений получилась, вы увидите нормальное изображение, которое, возможно, будет изогнуто выпуклостью вверх или вниз.

После обработки загруженных снимков у меня получился изгиб выпуклостью вниз. Для того чтобы выпрямить панораму, попробуем выбрать другую центральную точку, щёлкнув на ней левой кнопкой мыши. Центральная точка панорамы находится в месте пересечения горизонтальной и вертикальной линий на снимке.

Мне пришлось выбрать точку, находящуюся внутри красного кружка. Желательно выбирать точку, находящуюся на вертикальной линии. Если в верхней части окна "Предпросмотр панорамы" кнопка "Авто" нажата, то изображение будет сразу перестроено в соответствии с новой центральной точкой. После выполнения этой операции панорама будет достаточно прямой, но может быть наклонена влево или вправо.

На моей панораме получился небольшой наклон вправо. Это можно заметить, если обратить внимание на то, что горизонтальная линия слева проходит по спинке садовой скамейки, а справа – на уровне второго этажа здания. Для выравнивания наклона выберите точку на краю панорамы, которая должна быть на одном уровне с центральной точкой, и щёлкните на ней правой кнопкой мыши. Эта точка на моей фотографии также отмечена красным кружком.

Сейчас хорошо видно, что форма полезного поля изображения сильно искажена. В основном искажения сводятся к бочкообразному искажению верхнего и нижнего краёв панорамы, а также к довольно сильному наклону правой части панорамы вниз. Если бочкообразные искажения связаны с особенностями объектива фотоаппарата, и мы с этим ничего сделать не сможем, то взаимный наклон отдельных частей панорамы связан с наклоном фотоаппарата (в данном случае – умышленным) во время съёмки. Вот это главная причина, по которой фотоаппарат во время съёмки нужно держать как можно ровнее.

Вокруг панорамы находится чёрный фон, который совершенно не нужен, если только вы не захотите оставить его, исходя из каких-либо эстетических соображений. Его можно обрезать, перемещая движки, расположенные под панорамой и справа от неё. При наведении курсора на движки появятся дополнительные подсказки, относящиеся к влиянию этих движков на изображение. Я обычно в первую очередь регулирую горизонтальный движок.

Движок (отмечен красным кружком) нужно передвигать на небольшое расстояние и ожидать завершения обновления изображения. Передвигать движок нужно так, чтобы были обрезаны неровные края изображения слева и справа. Имейте в виду, что операции с изображениями очень трудоёмкие, поэтому реакция на все ваши действия может быть не такой быстрой, как вам хотелось бы.

Затем перейдём к регулированию вертикального движка в правой части окна (отечен красным кружком). Вот эта задача будет несколько сложнее из-за наклона снимков. На панораме образовались незаполненные места в верхнем правом углу и в нижней части панорамы (обведены красными овалами). Естественно, их можно обрезать, перемещая вертикальный движок, но при этом будет потеряна часть полезного изображения.

Иногда, приходится смириться с небольшими дефектами, либо заретушировать их потом в каком-нибудь графическом редакторе. В моём случае осталось почти незаметное небольшое чёрное пространство в верхнем правом углу панорамы.

В нижней части окна есть ещё несколько органов управления, которые пока можно не трогать, они предназначены для более продвинутого управления видом панорамы.

Теперь, если операция объединения снимков прошла успешно, можно вернуться в главное окно программы hugin. Под кнопкой "2. Объединить..." появится краткое резюме об успешности выполнения операции объединения. Если программа вас не обругала, можете смело нажимать кнопку "3. Создать панораму...". Вас спросят об имени файла панорамы, а после его ввода появится окно "hugB – Сшивка" и будет выполнена операция собственно объединения кадров. Эта операция также выполняется очень медленно.

Результатом работы будет файл с расширением .tif, который имеет размер, в несколько раз превышающий сумму размеров всех исходных файлов. В моём случае он имеет размер больше 31 Мб! И это при размере исходных файлов около 4 Мб, суммарный размер 12,3 Мб. Файл с расширением tif можно просмотреть в любом графическом просмотрщике или редакторе, например, в том же IrfanView, а затем сохранить его в более привычном формате, например, в JPEG. Размер файла при этом существенно уменьшится (у меня – 4,7 Мб), особенно, если установить качество не 100%. Надо сказать, что изображение, сохранённое с качеством 80%, практически неотличимо от изображения с качеством 100%. Поэтому небольшое снижение качества при большом сокращении размера файла оправдано.

Если вы не собираетесь дополнительно редактировать панораму, можете удалить файл *.tif. Если же предполагается какая-то коррекция, её лучше выполнять на исходном файле и только потом преобразовывать его в окончательный формат. Я перед сохранением изображения немного высветлил его с помощью гамма-коррекции в Irfan View и увеличил контраст изображения. Осталось внимательно просмотреть файл с расширением .jpg и с чувством глубокого удовлетворения сказать: "Панорамная фотография готова!" Щёлкнув мышкой на картинке можно загрузить изображение размером 1283x384, 85 кБ.

Если же панорама в окне предпросмотра появилась в очень искаженном виде, снимки наложены друг на друга, вместо одной линии снимков появилось что-то вообще непонятное, значит вам не повезло, автоматическое создание панорамы не получилось и панораму нужно создавать в полуавтоматическом режиме, вручную задавая точки стыковки.

Лев Борисович Выскубов 01.12.08

Все права защищены и охраняются законодательством РФ, © pensionerka.net Интернет-журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-50180 от 07 июня 2012 г. Копирование материалов сайта запрещено.

pensionerka.net


Смотрите также