Образования программы


Образовательная программа

Что такое образовательная программа?

[Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ] [Глава 2] [Статья 12]

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

volok-dou9.edumsko.ru

Государственные и федеральные целевые программы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является участником реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, а также одним из государственных заказчиков Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы и федеральной целевой программы «Русский язык».

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497.

Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель программы: создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи программы:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
  • развитие современных механизмов и технологий общего образования;
  • реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап 2016 - 2017 годы
Второй этап 2018 - 2020 годы

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 - 2020 годы

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 - 2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 № 481.

Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель программы: развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Задачи программы:

  • совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
  • обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного;
  • совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;
  • совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах.

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап 2016 - 2018 годы
Второй этап 2019 - 2020 годы

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020г.г.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.

Ответственным исполнителем программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цели программы:

  • обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики;
  • повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Этапы и сроки реализации программы:

Первый этап 01.01.2013 — 31.12.2015
Второй этап 01.01.2016 — 31.12.2018
Третий этап 01.01.2019 — 31.12.2020

Информация о государственной программе и ходе ее реализации доступна на Портале государственных программ Российской Федерации.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015г.г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61.

Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель программы: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного Социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи программы:

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап 01.01.2011 — 31.12.2013
Второй этап 01.01.2014 — 31.12.2015

Информация о Федеральной целевой программе и ходе ее реализации доступна на официальном сайте Федеральной целевой программы развития образования и Портале «Федеральные целевые программы России».

 

 

 

Контакты

obrnadzor.gov.ru

Федеральные программы в сфере образования и науки

Федеральные программы в сфере науки

Интересно и полезно знать, какие именно направления науки, техники и технологии сейчас приоритетны, — это отражено в федеральных целевых программах:

Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 год. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №301

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295

Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-р

Федеральная целевой программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы"

. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №426

Концепция федеральной целевой программы "исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. №736-р

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №2538-р

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. №2237-р

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №594

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61

Государственная программе Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р

Концепция федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года". Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2009 г. №1026-р

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №233-р

Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №440-р

Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №809

Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. №516-р

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007–2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. №54

Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на 2007–2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007–2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. №54

Концепция федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы". Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. №977-р

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством РФ 5 августа 2005 г. №2473п-П7

Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002–2006 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №605

План мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005–2006 годы. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. №1993-р

Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. №328-р

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002–2006 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. №779 и изменена Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2006 г. №274 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. №779"

Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. №1391

Федеральная целевая программа "Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002–2005 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №604

Концепция федеральной целевой программы "Русский язык (2006–2010 годы)". Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2005 г. №1355-р

федеральная целевая программа "Русский язык (2006–2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. №833

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002–2005 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. №483

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002–2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 и дважды фактически полностью изменялась сначала Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. №502, а затем   и Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 №403

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий. Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. №1764-р

Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. №1188-р

Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. №498

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. №613

Федеральные программы в сфере образования

Образование — это основа для развития науки. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Федеральные программы развития образования уделяют особое внимание информатизации образования, переходу к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, и др. вопросам:

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014–2020 годы

. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №424

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.№163-р

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. №568

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. №630

Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002–2005. Утверждена Приказом Минобразования России от 26.06.2002 №2423

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Приказом Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751

Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803

Федеральная программа развития образования. Утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 года №51-ФЗ

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Одобрена Приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. №201

Организация работы с программами

О том, как организуется работа с этими федеральными программами в Минобрнауки России см.:

Об организации в Минобрнауки России и подведомственных федеральных агентствах работы с федеральными целевыми программами. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2006 г. №195

elementy.ru

4 Виды образовательных программ

Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются на основные идополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На  основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства  обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного  института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.  

studfiles.net

Образовательные программы | Институт непрерывного и открытого образования

Реализуя принципы непрерывного и открытого образования,  ИНОО участвует в создании, развитии и реализации программ ОмГУ всех уровней, начиная с программ дополнительного (в т.ч. довузовского) образования, далее среднего профессионального (университетский колледж), бакалавриата и магистратуры и, наконец,  программ дополнительного образования.

Все эти программы объединяют технологии дистанционного и электронного обучения, которые используются для их реализации. Степень использования технологий различна: от поддержки традиционной организации учебного процесса электронными учебниками и пособиями до полностью дистанционного образования.

    

С актуальными на данный момент программами, условиями поступления на них, их стоимостью, особенностями реализации и контактными данными организаторов Вы сможете ознакомиться через меню слева.

Например, в 2014 г. в ОмГУ нами и/или с нашей помощью были реализованы следующие программы: 

Бакалавриат (заочная форма):

  • 38.03.01 Экономика  (Профили: Финансы и кредит, Налоги и налогообложение, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Общий профиль)
  • 38.03.02 Менеджмент  (Профили: Управление проектами, Менеджмент организации)
  • 38.03.03 Управление персоналом
  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
  • 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (Общий профиль)
  • 42.03.02 Журналистика
  • 45.03.01 Филология
  • 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
  • 39.03.02 Социальная работа

Магистратура (заочная форма):

  • 38.04.08 Финансы и кредит. Финансовые институты и финансовые рынки
  • 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. Управление публичной сферой

Программы СПО (заочная форма):

  • Компьютерные сети
  • Компьютерные системы и комплексы
  • Прикладная информатика (в экономике)
  • Документационное обеспечение управления и архивоведение  
  • Социальная работа
  • Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности)
  • Право и организация социального обеспечения

Программы ДПО:

  • Дистанционные образовательные технологии для учителя предметника с учетом требований ФГОС
  • Использование информационных технологий в начальной школе с учетом требований ФГОС второго поколения
  • Менеджер в сфере образования
  • Педагогическое образование
  • Массовые открытые онлайн-курсы в учебном процессе вуза
  • Основы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
  • Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Основы бухгалтерского учета. Налоги и налогообложение
  • Финансы и кредит
  • Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровье сберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО
  • Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО
  • Организация творческой деятельности дошкольников в рамках ФГОС ДО
  • Основы развития, воспитания и обучения детей в игре в условиях реализации ФГОС ДО
  • Документационное обеспечение управления и архивное дело
  • Банковское дело
  • Рынок ценных бумаг 
  • Финансовый менеджмент 
  • Налоги и налогообложение (с учетом последних изменений в налоговом законодательстве) 
  • Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг 
  • Государственные и муниципальные финансы 
  • Корпоративные финансы
  • Основы бухгалтерского учета 
  • Страхование 

 

Запускаются с нового учебного года:

  • Финансы и кредит
  • Основы государственного и муниципального управления
  • Стратегический менеджмент
  • Муниципальные закупки
  • Муниципальные услуги
  • Организация специальной психолого-педагогической помощи.  Школьный и дошкольный педагог-дефектолог
  • Преподаватель высшей школы
  • Маркетинг и развитие бизнеса
  • Социальная работа. Проектирование в социальной работе

 

inoo.omsu.ru

Основные образовательные программы

Шифр Наименование 010400 (01.03.02).Б1 Информатика 010400 (01.03.02).Б3 Математическое и компьютерное моделирование в физике 010400 (01.04.02).М1 Информационные технологии 022000 (05.03.06).Б1 Экологическая безопасность космической деятельности 031600 (42.03.01).Б1 Реклама и связи с общественностью в аэрокосмической отрасли 035700 (45.03.02).Б1 Перевод и переводоведение в аэрокосмической отрасли 080100 (38.03.01).Б1 Экономика авиационных проектов 080100 (38.03.01).Б2 Финансы и кредит 080100 (38.03.01).Б3 Бизнес- информатика в экономике 080100 (38.03.01).Б4 Бизнес-аналитика 080100 (38.03.01).Б5 Экономика фирмы 080200 (38.03.02).Б10 Финансовый менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности 080200 (38.03.02).Б11 Экономика и менеджмент в ракетно-космической промышленности 080200 (38.03.02).Б13 Социальный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности 080200 (38.03.02).Б14 Организационный менеджмент 080200 (38.03.02).Б17 Инвестиционный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности 080200 (38.03.02).Б18 Антикризисный менеджмент 080200 (38.03.02).Б19 Антикризисное управление на предприятии 080200 (38.03.02).Б2 Информационный менеджмент 080200 (38.03.02).Б3 Производственный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности 080200 (38.03.02).Б4 Международный менеджмент 080200 (38.03.02).Б6 Корпоративный менеджмент в авиастроении 080200 (38.03.02).Б7 Экономика и управление на предприятии 080200 (38.03.02).Б8 Управление проектами 080200 (38.03.02).Б9 Управление технологическими инновациями 080200 (38.04.02).М1 Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности 080200 (38.04.02).М12 Управление инвестициями в авиационной промышленности 080200 (38.04.02).М2 Управление экономической безопасностью 080200 (38.04.02).М3 Общий и стратегический менеджмент в высокотехнологичном производстве 080200 (38.03.02).М4 Инновационный менеджмент 080200 (38.03.02).М5 Антикризисное управление 080200 (38.03.02).М6 Управление инновационными проектами: анализ и технология реализации 080200 (38.03.02).М8 Финансовый менеджмент 080200 (38.03.02).М9 Экономика и менеджмент инновационной деятельности в ракетно-космической промышленности 080400 (38.03.03).Б2 Управление персоналом 090900 (10.03.01).Б1 Комплексная защита объектов информатизации 090900 (10.03.01).Б5 Безопасность телекоммуникационных систем 090915 (10.05.05).С2 МАИ Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности с использованием авиакосмических технологий 100100 (43.03.01).Б1 Сервис транспортных средств 140400 (13.03.02).Б1 Комплексная миниатюризация устройств и систем электрооборудования летательных аппаратов 140400 (13.03.02).Б2 Информационные технологии в электроэнергетических и электромеханических системах 140400 (13.03.02).Б4 Электрооборудование летательных аппаратов 151600 (15.03.03).Б1 Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры 151600 (15.03.03).Б2 Динамика и прочность ЛА 151600 (15.03.03).Б4 Динамика, прочность машин и конструкций 160100 (24.03.04).Б18 Конструкция, технология эксплуатации и ремонта авиационной техники 160100 (24.03.04).Б4 Функциональные наноматериалы в авиастроении 160100 (24.03.04).Б9 Технология производства самолетов 160100 (24.03.04).ИТ Перспективные технологии для авиационного производства 160100 (24.04.04).М1 Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов 160100 (24.04.04).М10 Компьютерный инжиниринг в авиастроении 160100 (24.04.04).М11 Связи с общественностью в авиационной сфере 160100 (24.04.04).М12 Перевод и переводоведение в авиационной сфере 160100 (24.04.04).М17 Авиационные материалы и технологии в медицине 160100 (24.04.04).М2 Проектирование самолетов 160100 (24.04.04).М4 Системы жизнеобеспечения ЛА 160100 (24.04.04).М7 Наноматериалы в авиастроении 160100 (24.04.04).М8 Динамика, прочность и ресурс авиационных конструкций 160100 (24.05.07).С1 Самолетостроение 160100 (24.05.07).С2 Системы жизнеобеспечения и оборудование ЛА 160100 (24.05.07).С3 Сертификация авиационной техники 160100 (24.05.07).С4 Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций самолётов и вертолётов 160100 (24.05.07).С6 Вертолетостроение 160100 (24.04.04).У Управление качеством в авиастроении 160400 (24.03.01).Б15 Расчет и проектирование пространственных конструкций наземного и космического назначения 160400 (24.03.01).Б16 Гиперзвуковые летательные аппараты 160400 (24.03.01).Б17 Малогабаритные космические аппараты и наноспутники 160400 (24.03.01).Б5 Компьютерный анализ и прочность аэрокосмических систем 160400 (24.04.01).М16 Надежность и безопасность ракетно-космической техники 160400 (24.04.01).М17 Проектирование высокоскоростных летательных аппаратов 160400 (24.04.01).М2 Проектирование космических летательных аппаратов и разгонных блоков 160400 (24.05.01).С1 Маркетинг и менеджмент в ракетно — космической технике 160400 (24.05.01).С11 Интеллектуальные аэрогидрокосмические системы 160400 (24.05.01).С12 Проектирование конструкций и систем радиотехнических информационных комплексов 160400 (24.05.01).С13 Системы жизнеобеспечения, термостатирования и защиты ракетно-космических комплексов 160400 (24.05.01).С2 Эксплуатация и испытания космических аппаратов средств межорбитальной транспортировки и их технологического оборудования 160400 (24.05.01).С3 Пилотируемые и автоматические КА и системы 160400 (24.05.01).С4 Ракетные транспортные системы 160400 (24.05.01).С5 Малогабаритные космические аппараты и наноспутники 160400 (24.05.01).С6 Моделирование и информационные технологии проектирования ракетно-космических систем 160400 (24.05.01).С7 Моделирование и информационные технологии ДПЛА 160400 (24.05.01).С8 Производство и технологическая отработка изделий ракетно-космической техники 160400 (24.05.01).С9 Двухсредные ЛА 160700 (24.03.05).Б2 Авиационные силовые установки 160700 (24.03.05).Б3 Авиационные ВРД 160700 (24.03.05).Б4 Газотурбинные энергетические установки 160700 (24.03.05).Б7 Жидкостные ракетные двигатели 160700 (24.03.05).Б8 Комбинированные двигатели летательных аппаратов 160700 (24.03.05).М3 Расчет и проектирование перспективных ВРД 160700 (24.05.02).С1 Проектирование электроракетных двигателей 160700 (24.05.02).С2 Проектирование энергетических установок летательных аппаратов 160700 (24.05.02).С3 Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок 160700 (24.05.02).С4 Проектирование энергетических установок наземного применения на базе авиационных двигателей 160700 (24.05.02).С5 Проектирование жидкостных ракетных двигателей 160700 (24.05.02).С6 Проектирование ракетных двигателей твердого топлива 160700 (24.05.02).С7 Проектирование систем охлаждения и устройств тепловой защиты в авиационных и ракетных двигателях 161100 (24.03.02).Б1 Электромагнитная совместимость бортовых комплексов 161100 (24.03.02).Б3 Электроэнергетические комплексы летательных аппаратов 161101 (24.05.06).С10 Системы управления силовыми установками ЛА 161101 (24.05.06).С11 Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления летательных аппаратов 161101 (24.05.06).С12 Управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов 161101 (24.05.06).С13 Измерительно-вычислительные комплексы систем управления воздушно-космических ЛА 161101 (24.05.06).С16 Системы управления беспилотными ЛА 161101 (24.05.06).С9 Системы управления движением летательных аппаратов 161400 (24.05.05).С1 Прицельно-навигационные системы ЛА 161400 (24.05.05).С2 Автоматизированные системы управления боевыми авиационными комплексами 161400 (24.05.05).С3 Системы приводов летательных аппаратов 161400 (24.05.05).С4 Робототехнические системы авиационного вооружения 161400 (24.05.05).С5 Приборы и измерительно-вычислительные комплексы ЛА 161700 (24.03.03).Б1 Гидроаэродинамика 161700 (24.03.03).Б2 Динамика полета и управление движением летательных аппаратов 161700 (24.03.03).Б3 Динамика полета и управление аэрокосмическими системами 161700 (24.04.03).М1 Динамика полета и управление аэрокосмическими системами 161700 (24.04.03).М3 Аэродинамика летательных аппаратов 161700 (24.04.03).М4 Динамика полета и управление движением летательных аппаратов 161700 (24.04.03).М5 Информационные спутниковые технологии 162110 (24.05.03).С2 Экспериментальная отработка и эксплуатация ЛА 162110 (24.05.03).С3 Полигонные испытания ЛА и комплексов ДПЛА 162110 (24.05.03).С4 Летные испытания пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов 201000 (12.03.04).Б2 Биотехнические и медицинские аппараты и системы 201000 (12.03.04).Б3 Инженерное дело в аэрокосмической медицине 201000 (12.03.04).Б4 Инженерное дело в медико-биологической практике 210400 (11.03.01).Б1 Радиотехника 210400 (11.03.01).Б2 Радиофизика и электроника 210601 (11.05.01).С1 Радиолокационные системы и комплексы 210601 (11.05.01).С2 Радиоэлектронные системы передачи информации 210601 (11.05.01).С3 Радиосистемы и комплексы управления 210601 (11.05.01).С5 Радиоэлектронная борьба 210601 (11.05.01).С6 Лазерные информационные системы и комплексы 210601 (11.05.01).С7 Антенные системы и устройства 210700 (11.03.02).Б1 Системы мобильной связи 210700 (11.03.02).Б2 Программно-защищенные инфокоммуникации 211000 (11.03.03).Б2 Проектирование и технология электронно-вычислительных средств 211000 (11.03.03).Б6 Информационные технологии проектирования радиоэлектронных устройств 220100 (27.03.03).Б1 Моделирование и исследование операций в авиационных организационно-технических системах 220100 (27.03.03).Б2 Моделирование и исследование операций в аэрокосмических системах 220100 (27.03.03).Б3 Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса 220400 (27.03.04).Б1 Управление и информатика в технических системах 220400 (27.03.04).Б2 Информационные технологии в управлении 220400 (27.04.04).М1 Управление и информационные технологии в технических системах 220402 (27.05.01).С1 Внешнее проектирование и эффективность авиационных и ракетных организационно-технических систем 220402 (27.05.01).С2 Управление и эффективность применения организационно-технических систем космического назначения 221400 (27.03.02).Б1 Управление качеством 221700 (27.03.01).Б1 Стандартизация и сертификация 230100 (09.03.01).Б1 Автоматизированное управление бизнес-процессами и финансами 230100 (09.03.01).Б11 Вычислительные машины, комплексы и сети 230100 (09.03.01).Б2 Автоматизированные системы обработки информации и управления 230100 (09.03.01).Б3 Автоматизированные системы управления 230100 (09.03.01).Б4 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 230100 (09.03.01).Б5 Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем 230100 (09.03.01).Б6 Системы автоматизированного проектирования 230100 (09.04.01).М1 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 230100 (09.04.01).М2 Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем 230100 (09.04.01).М3 Программное и алгоритмическое обеспечение систем идентификации объектов по их изображениям 230100 (09.04.01).М4 Системы управления жизненным циклом изделия 230100 (09.04.01).М5 Автоматизированное управление ресурсами в экономике 230100 (09.04.01).М6 Автоматизированные системы обработки информации и управления 230400 (09.03.02).Б1 Информационные системы аэрокосмических комплексов 230400 (09.03.02).Б2 Конструирование и производство средств информационной и вычислительной техники 230400 (09.03.02).Б3 Информационные системы испытаний космических ЛА 230700 (09.03.03).Б1 Прикладная информатика в технических системах 230700 (09.03.03).Б2 Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении 230700 (09.03.03).Б3 Прикладная информатика в информационной сфере 230700 (09.03.03).Б6 Прикладная информатика в экономике 230700 (09.03.03).Б9 Компьютерный дизайн 231000 (09.03.04).Б1 Программно-информационные системы 231000 (09.04.04).М1 Программно-информационные системы 231300 (01.03.04).Б2 Математическое и компьютерное моделирование в механике 231300 (01.03.04).Б3 Математическое моделирование динамических систем 231300 (01.03.04).Б4 Математическая экономика 231300 (01.03.04).Б5 Математическое и программное обеспечение систем обработки информации и управления 231300 (01.04.04).М1 Математическая экономика 280700 (20.03.01).Б2 Инженерная защита окружающей среды

mai.ru

5.2.2. Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

www.lexed.ru


Смотрите также